Читинская транспортная прокуратура разъясняет
В Забайкальском крае за неисполнение законных требований Читинского транспортного прокурора должностное лицо привлечено к административной ответственности
Читинским транспортным прокурором в рамках надзорных полномочий в адрес Хилокского ЛО МВД России на транспорте направлено требование о предоставлении информации.
Однако, требование транспортного прокурора о направлении сведений в установленный срок руководством правоохранительного органа проигнорировано, письменный ответ в адрес прокурора поступил несвоевременно.
По данному факту Читинским транспортным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).
По результатам его рассмотрения руководитель правоохранительного органа признан виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Решение вступило в законную силу, штраф правонарушителем оплачен.
Административная ответственность физических и юридических лиц за вывоз мусора в несанкционированные места
Федеральным законом от 14.07.2022 № 287-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части административная ужесточения ответственности по ст. 8.2 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» за
- выгрузку и сброс с авто и мототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов.
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 тыс. рублей; на должностных лиц - от 20 до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. рублей.
Повторное совершение вышеуказанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 30 тыс. рублей; на должностных лиц - от 40 до 60 тыс. рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от 60 до 100 тыс. рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.
- выгрузку и сброс с авто и мототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и пофеблеиия вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин.
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 40 до 50 тыс. рублей; на должностных лиц - от 60 до 80 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 до 120 тыс. рублей.
Повторное совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 60 до 70 тыс. рублей; на должностных: лиц - от 80 до 100 тыс. рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от 150 до 200 тыс. рублей с конфискацией грузовых транспортныхсредств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой.
Неисполнение обязанностей по воспитанию детей
Соблюдение прав несовершеннолетних обеспечено основным законом страны - Конституцией Российской Федерации.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации предусмотрена защита семьи, материнства и детства со стороны государства. В Семейном кодексе Российской Федерации установлены обязанности родителей по воспитанию, образованию и защите прав и интересов детей.
Так, родителям надлежит заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
За неисполнение родителем возложенных на него обязанностей по воспитанию детей законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В случае, если родитель, а также законный представитель (усыновитель, опекун) ребенка не исполняет, а также ненадлежаще исполняет свои обязанности по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних их могут привлечь к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная норма предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
В качестве ненадлежащего исполнения обязанностей родителей можно привести примеры нахождения детей на улице в ночное время без сопровождения взрослых, семейные скандалы в присутствии детей, необеспечение ребенка питанием, одеждой по сезону, непосещение двумя несовершеннолетними образовательного учреждения без уважительных причин, нахождение детей в заброшенных зданиях.
Статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК рФ) установлена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. При этом к ответственности за указанное преступление могут быть привлечены как родители (законные представители), так и работники образовательной и иной организации, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Ответственность за данное преступление наступает только в том случае, если неисполнением обязанности по воспитанию соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может проявляться физически (применения насилия, лишение или ограничение питания) и психологически (оскорбление, угрозы, лишение сна, отдыха). За данное преступление предусмотрено наказание до лишения свободы сроком до 3-х лет.
Если несовершеннолетнему систематически причиняются физические или психические страдания, виновные лица (не только родители) могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 117 УК РФ за истязание в виде лишения свободы на срок от 3-х до 7 лет.
Как отменить судебный приказ
Исходя из требований ст. 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
Судебный приказ выносится без вызова взыскателя и должника и проведения судебного разбирательства.
Суд исследует изложенные в направленном взыскателем заявлении о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документах сведения в обоснование позиции данного лица и выносит судебный приказ на основании представленных документов.
Как установлено ст. 128 ГПК РФ судья в пятидневный срок со дня вынесения судебного приказа высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.
В соответствии со ст. 129 ГПК РФ при поступлении в установленный срок возражений должника относительно исполнения судебного приказа судья отменяет судебный приказ. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.
В случае пропуска срока обжалования он может быть восстановлен в соответствии со ст. 112 ГПК РФ.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие.
Одновременно с подачей заявления о восстановлении процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, возражения, представлены документы) в отношении которого пропущен срок.
Об отмене судебного приказа выносится определение, которое обжалованию не подлежит.
ГПК РФ не регламентирован срок, в течение которого выносится указанное определение. Статьей 129 ГПК РФ лишь предусмотрен срок, в течение которого сторонам направляются копии определения суда об отмене судебного приказа - не позднее трех дней после дня его вынесения.
В судебной практике указывается, что определение об отмене судебного приказа обжалованию не подлежит, поскольку не исключает возможность дальнейшего движения дела; кроме того, в случае отмены судебного приказа ст. 129 ГПК РФ предоставляет взыскателю право предъявить заявленные требования в порядке искового производства.
Об особенностях установление опеки и попечительства
Вопросы опеки и попечительства регламентированы положениями Семейного (далее – СК РФ) и Гражданского кодексов Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон).
В соответствии с положениями ст. 145 СК РФ опека или попечительство уст
анавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей.При этом опека устанавливается над детьми, и не достигшими возраста четырнадцати лет. После достижения данного возраста до 18 лет устанавливается попечительство.Следует отметить, что устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения.
В свою очередь назначение опекуна ребенку, достигшему десятилетнего возраста, с его согласия.Статья 13 от Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" устанавливает случаи, при которых возможно назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних.Законом предусмотрено, что родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица.
При этом в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица.
При назначении опекуна или попечителя в установленных законом случаях, должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя.Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем или родителями несовершеннолетнего гражданина либо самим достигшим возраста четырнадцати лет несовершеннолетним гражданином, только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому законодательству или семейному законодательству либо интересам ребенка.
Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.
Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору.
Что делать, если орган местного самоуправления отказывает сироте в предоставлении жилого помещения?
В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: - ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; - ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Закона № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления этого закона в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01.01.2013).
При этом Законом № 159-ФЗ не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение детям-сиротам, что не может трактоваться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственного после его возникновения (право возникает по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия).
Если органы местного самоуправления отказывают в предоставлении жилого помещения сироте и лицам из их числа, последние вправе обратиться за защитой своих прав в органы прокуратуры.
Оптимизация процедуры выдачи, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
В частности, изменениями предусмотрено:
- предоставление документов для получения разрешений на выбросы только в электронном виде;
– уменьшены сроки рассмотрения заявки и материалов на получение разрешения на выбросы и временно разрешенных выбросов;
– приведены особенности включения сведений о квотах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для хозяйствующих субъектов, расположенных на территории эксперимента по квотированию выбросов;
– территориальные органы Росприроднадзора будут уведомлять хозяйствующие субъекты об истечении срока действия разрешения на выбросы;
– установлены сроки рассмотрения заявки и материалов на продление разрешений на выбросы;
– уточнена процедура переоформления разрешения на выбросы;
– будет вестись реестр выданных разрешений на выбросы.
О предоставлении дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами
Федеральным законом от 05.12.2022 № 491-ФЗ в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.
Однократно в течение календарного года допускается использование до двадцати четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году.
График предоставления указанных дней в случае использования более четырех дополнительных оплачиваемых дней подряд согласовывается работником с работодателем.
Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.
Что делать если из-под колес впереди едущего автомобиля вылетел камень и разбил стекло.
Автомобиль, а в частности и автомобильная дорога всегда являлась источником повышенной опасности.
В данном случае получить страховую выплату при вылетевшем камне из-под колес другой машины можно получить при определенных обстоятельствах. При этом, повреждение автомобиля камнем, вылетевшим из-под колес другого авто, также относится к дорожно-транспортным происшествиям.
Соответственно, автовладелец, который имеет на руках полис КАСКО, может оформить такое происшествие как ДТП, вызвать полицию и получить соответствующее возмещение со страховой компании.
Получить страховое возмещение, если камнем разбито лобовое стекло, при наличии на руках лишь полиса ОСАГО будет крайне сложно. Дело в том, что чаще всего виновник сам не осведомлен о случившемся, и как правило, не будет останавливаться, так как он просто не знает, что повредил кому-то автомобиль.
Умысла в его действиях также нет, поэтому предъявить к нему какие-либо претензии будет затруднительно. Конечно, если такое дорожно-транспортное происшествие произошло на только что отремонтированном участке дороги, где работники коммунальных служб разбросали гравий, но не поставили соответствующие знаки, то можно предъявить претензию уже к ним и получить с них компенсацию. Если у автовладельца отсутствует полис КАСКО, выполнять ремонт в данных случаях чаще всего придется самостоятельно.
Если у Вас имеется добровольное страхование, то можно обратиться к страховщику, который на основании предоставленных документов, в том числе протокола от ГИБДД, выплатит денежное возмещение, для ремонта автотранспортного средства.
Что делать если пропустили срок принятия наследства?
Восстановление срока для принятия наследства возможно в судебном порядке по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства.
Суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что такой наследник обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
Кроме того, в случае фактического принятия наследства, возможно обратиться в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства предоставив документы подтверждающие фактическое принятие наследства (квитанции об оплате за коммунальные услуги, документы, подтверждающие несение расходов на содержание наследного имущества, свидетельские показания и пр.).
Читинская транспортная прокуратура разъясняет необходимо ли проводить специальную оценку условий труда
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» каждый работодатель обязан пройти специальную оценку условий труда (СОУТ), чтобы определить вредные и опасные производственные факторы и установить класс условий труда для каждого рабочего места.
Периодичность проведения спецоценки - раз в 5 лет. Но если у вас рабочие места только 1-го и 2-го класса, достаточно провести ее один раз. В дальнейшем спецоценка потребуется, если появятся новые рабочие места либо будут несчастные случаи, нарушения охраны труда или профзаболевания.
За непроведение спецоценки предусмотрена административная ответственность статьей 5.27.1 КоАП РФ.
Читинская транспортная прокуратура разъясняет какая ответственность за оскорбление
Под оскорблением в соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.
Для квалификации правонарушения в качестве оскорбления необходимо установить наличие нескольких обязательных элементов: факт унижения чести и достоинства; наличие неприличной формы выражения.
Оскорбление может быть выражено в двух формах: словесно; невербальным способом (жесты, физические действия).
Кроме того, согласно пункту 48 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021) оскорблением можно считать высказывания, совершенные путем направления СМС-сообщений либо личных сообщений, в том числе голосовых, в мессенджерах или социальных сетях.
Сам факт этих действий образует оконченный состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ. Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Читинская транспортная прокуратура разъясняет «Административная и уголовная ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей»
В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации установлена обязанность родителей по содержанию своих детей. Неуплата алиментов на содержание несовершеннолетних детей может повлечь за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
К примеру, если родитель без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения не уплачивает алименты в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства и если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то такой родитель может быть привлечен к административной ответственности в виде обязательных работ до 150 часов либо административного ареста на срок от 10 до 15 суток или административного штрафа в размере 20 000 рублей (ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ).
Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 157 УК РФ наступает, если родитель не уплатил алименты без уважительных причин неоднократно, был привлечен к административной ответственности за неуплату алиментов и считается подвергнутым административному наказанию (п. 1 Примечания к ст. 157 УК РФ). Пунктом 1 примечания к ст. 157 УК РФ разъясняется, что неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Кроме того, за несвоевременную уплату алиментов без уважительных причин возможно взыскание неустойки в судебном порядке в рамках гражданского судопроизводства.
Следует отметить, что алименты на несовершеннолетних детей удерживаются с заработной платы (денежного вознаграждения, содержание) как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которую получают родители в денежной форме. Также алименты удерживаются, например, со всех видов пенсий, стипендий, с пособий по временной нетрудоспособности (п. 1, п.п. «а» - «в» п. 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1908).
Читинская транспортная прокуратура разъясняет
Читинская транспортная прокуратура разъясняет, что граждане вправе обратиться в органы прокуратуры с заявлением в случае приобретения ими за счет личных средств лекарственных препаратов, предоставляемых по льготным бесплатным рецептам.
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон) гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, предоставляется дополнительная бесплатная помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
При наличии достаточных оснований и подтверждающих документов органы прокуратуры вправе обратиться в судебный орган в целях защиты нарушенных прав и взыскать, понесенные на приобретение лекарственных препаратов расходы.
Кроме того, заявление о защите нарушенных прав возможно подать в органы прокуратуры по месту жительства.
Читинская транспортная прокуратура разъясняет «Право работника отказаться от ежегодного отпуска, запланированного графиком отпусков»
В случае наличия уважительных причины для отказа и переноса отпуска на другие даты работник вправе отказаться от ежегодного оплачиваемого отпуска. К числу таких случаев относится нарушение срока выплаты отпускных, уведомление об отпуске работника менее чем за две недели. Тогда по письменному заявлению работника отпуск нужно перенести, а новый срок согласовать с ним (ч. 2 ст. 124 ТК РФ).
Также имеют место случаи, когда работник относится к той категории, кто вправе пойти в отпуск в удобное для них время, например, работники с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, младшему из которых не исполнилось 14 лет (ч. 4 ст. 123, ст. 262.2 ТК РФ).
Запрещено переносить ежегодный оплачиваемый отпуск работника на следующий рабочий год, если (ч. 4 ст. 124 ТК РФ): работник несовершеннолетний; работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; из-за переноса отпуска получится, что работник работал без отпуска в течение двух лет подряд.
Разъяснения подготовили:
Читинский транспортный прокурор;
помощник Читинского транспортного прокурора Милов Сергей